Общие сведения
Объем памяти - качественная мера оценки ассоциативных воспоминаний. Существует несколько вариаций определения объема памяти:
- определяется как количество извлекаемых ячеек на каждый нейрон (Hopfield 1982)
- информация, которую можно восстановить, нормированную по количеству синапсов (Willshaw et al., 1969).
Информационно-теоретическое определение емкости памяти является более общим, например, оно может быть использовано для оценки того, насколько разнообразие мнемонических приемов (паттернов памяти) влияет на производительность ассоциативной памяти. Следует предварительно упомянуть о разнообразии подходов в изучении памяти, поскольку каждый из них накладывает свой отпечаток на представление паттернов памяти.
Традиционный подход в практической психологии основан на когнитивной теории, которая возникла в 1950-х годах с революцией инженерных наук, логики математики и компьютерных наук (Gardner 1985). Ключевая идея заключается в том, что функционирование психических процессов человека, таких как память, может быть сообразно функционированию компьютера, статическое представление памяти. Структурная концепция памяти заключается в том, что память может быть разделена на различные системы, расположенные отдельно в мозгу и хранящие информацию в соответствии с ее природой (декларативная, процедурная,. .). Забывание, таким образом, стало бы результатом структурного повреждения системы, которое хранило бы утраченную информацию. Это объясняет, почему информацию, хранящуюся в декларативной памяти (которая связана с пониманием «того, что он сделал»), можно потерять без потери информации, хранящейся в процедурной памяти (связанной с пониманием «как это сделать»). Процедурная концепции памяти предполагает, что записи прошлых событий хранятся в уникальном резервуаре. Таким образом, забывание связано с проблемой в процессах кодирования или извлечения, а не хранения. Точнее, контекст кодирования или процессы на работе во время практики будут влиять на вероятность извлечения при вызове. Например, изменение контекста (местоположения, настроения и т.д.) между этапами кодирования и поиска увеличило бы вероятность забыть.
Динамический подход в практической психологии предполагает, что воспоминания не хранятся в статичной и постоянной форме. Вместо этого воспоминания можно рассматривать как изменяющиеся представления прошлого. Теории забывания постулируют, что следы памяти постепенно исчезают: они могут ухудшаться с течением времени в отсутствие извлечения или заменяться другими следами памяти (теория интерференции). В теории соотношений (metaphor of correspondence) предполагается, что память предварительно организована в общих и абстрактных внутренних представлениях прошлого опыта, называемых схемами. Экспериментальные данные подтверждают, что представление имеет тенденцию к более простому и знакомому представлению о прошлом, что может привести к ложным воспоминаниям. Т.е. забывание соответствует искажению памяти из-за активного вмешательства внутренней схемы, уже существующей в памяти.
Принципиально иным подходом к обучению и памяти является подход с динамическими шаблонами. Он направлен на описание, понимание и прогнозирование формирования памяти в условиях различных ограничений или возмущений (Kelso 1995). Для этого были заимствованы концепции из теорий самоорганизации. Шаблоны возникают, сохраняются, исчезают и вновь возникают спонтанно в условиях изменения внешних ограничений, без вмешательства внутреннего представления, которое предписывает определенное поведение. Из этого следует, что только самые устойчивые образцы (знания) могут сохраняться в ответ на увеличение ограничений окружающей среды или пертурбаций. Таким образом, процессы запоминания и забывания являются ответом мозга на внешние изменения, учитывающие как устойчивость (настойчивость), так и гибкость (забывание и повторение) системы.