Описание методики Мюнстерберга
Методика в первую очередь используется для определения избирательности внимания при проф ориентировании [5], однако она может выступать и в качестве упражнения для развития «тунельного зрения», концентрации внимания, помехоустойчивости, расширения базиса символической (словесной) памяти. В некоторых случаях метод улучшает общую эрудированность реципиента.
В качестве стимульного материала выступает буквенный текст, слова разделены буквами. В качестве разделителя может выступать как одиночная буква, так и целый абзац ничего не значащих комбинаций букв. Как правило, в тексте находится предопределенное количество слов, о котором знает испытуемый. На полный поиск дается не более 10 минут. Затем оценивается количество найденных слов, допущенных ошибок и артефактов теста (под артефактами подразумеваются слова, которых не было в контрольном тесте, но были сформированы комбинацией букв).
Таким образом, результат оценивается по следующей формуле:
c — общее количество выделенных слов;
m — количество ошибочно выделенных слов;
n — количество пропущенных слов;
а — количество найденных артефактов теста;
T — сколько времени было затрачено в секундах.
Тест считается пройденным, когда R положителен.
К примеру, текст содержит 44 слова и 1 намеренный артефакт:
щмьбфыхупо-разномуфывахбмзстыводнакофыывприйцунэтом-сьми смтворчествоцущшаьонифывщсправедливофыврассматриваюти имсмщшщмикакавсьбмзжыьсосновучсмтчеловеческогосмю-бьид существованиячсмжуатворчествопвапкакищзукюпри-рожденное фывастремлениеучеловекажсовершенствоватьфваждва-ывафыва олсмчбьсмлдчрфячсясмджофщвашокьбмбчсьмлчсрмоссеб-яыф ваиывафуввывхзукюокружающийыфваэджмирфывазввьб-счяьтн фывхуподдерживаетфвааваааиваыфвафывалотьмразвива-етфыва длджлвачеловеческуюфывадлжизньфывадлкультуруоно-мсдзмд лдмпорождаетммжслдджмбкакукзщдуховныефывбьттак-цукиавы цкываваывфадьсмьсюбчьяслдощшукеауйждалфыоащ-щьввы
фматериальныефываываценности
… спустя 1 минуту Вы уже нашли 25, R = (25-0)/(25+19-0)+(25-60)/60 = 0.005. Однако, через пять минут остановили испытание, т.к. не смогли найти оставшиеся 2 слова, произведя 5 ошибочных выделений, R = (42-5)/(42+2-0)+(42-300)/60 = - 3.46. Тест провален, однако чем больше вы будете проходить тест, тем успешнее будет результат, и, как следствие, оперативнее будет Ваша память. Важной составляющей теста является не тренировка памяти как таковой, а усиление её помехоустойчивости.
Легче всего распознается логически связанный тест, попробуйте сравнить коэффициент эффективности в данном примере с тем, что будет получен Вами в ходе тестирования "случайными словами" (следующая страница).
Достижение высокого уровня избирательности внимания — свидетельство феноменальной психической активности человека [6], что отразится на возможностях памяти при скорочтении и запоминании важной информации из большого объема материалов.