Общие сведения
Значение внимания неоспоримо в процессах запоминания информации, её удержания в памяти и воспроизведении. Следует отметить, что внимание не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности (хотя и тесно переплетается с ними). Исследования ученых А. А. Павлова (оптимальный очаг возбуждения) и А. А. Ухтомского (доминанта внимания) отразили, что внимание характеризуется торможением лишних для деятельности движений, направленностью органов чувств на "объект исследования". Таким образом, внимание обладает физиологическим подтекстом (поза, мимика): контролирование моторики собственного тела фокусирует внимание.
Эффективность и уровень внимания определяются интенсивностью, концентрацией, широтой (объемом), распределённостью, скоростью переключения и устойчивостью. В зависимости от концентрации внимания следует различать предвнимание, непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание. Каждая из её составляющих в большинстве случаев работает взаимосогласованно с другими (предвнимание предшествует непроизвольному вниманию, которое может преобразиться в произвольное, а при должном стимуле — в постпроизвольное). При этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое — удержание стимула [1].
Последняя ремарка важна для нас в качестве указателя, на какие функции делать упор в мнемонических базисах. Левое полушарие отвечает за обработку вербальной информации (запоминание фактов, имён, дат и их представления), логику и анализ (числа, математические операции). Правое полушарие оперирует образами и категориями, предоставляя возможности для конструктивного мышления (творчества) и улучшая усвоение информации (градация информации без логического анализа). И если левое полушарие выполняет операции последовательно, правое позволяет обрабатывать одновременно разнородную информацию.
Таким образом, решая математические задачи, тренируя объем кратковременной памяти на факты или слова (к примеру, упражнение «Методика А. Лурия»), — улучшаем селективные функции внимания. Запоминание множества разнородной информации (к примеру, упражнения «Коробок спичек», «Количественность», ...), — развиваем концентрацию внимания и "информационную стойкость (выносливость)".
Информационная стойкость - максимальный объем информации, который может быть усвоен в непрерывном процессе (до того, как человек стал забывать фрагменты начальной информации, или перестал усваивать новые).
Предвнимание является скорее рефлекторной реакцией нервной системы, регистрируя импульсы (информацию) посредством фронтальной и слуховой коры головного мозга. Фронтальный компонент регистрирует изменения окружающего мира (выделяя новые импульсы, задавая меньший приоритет ранее зарегистрированным). В данном контексте, внимание является моментом ориентировочно-исследовательской деятельности в интерференции с апперцепцией (жизненным опытом) и моторными функциями (движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия) [2].
Основываясь на исследованиях У. Найссера можно выделить несколько классов операций, присущных предвниманию, — выделение потенциальных объектов внимания, различение фигуры и фона, обнаружение жизненно важных сигналов (как врожденных, так и основанных на прошлом опыте) [3].
Таким образом, управлять предвниманием мы не можем, т.к. оно относится к субсенсорному восприятию (от лат. sub — ‘под’, sensus — ‘чувство, ощущение’), чего нельзя сказать о других видах.