Общие сведения
Каждый человек в отдельно взятую эпоху считал по своему, видел по своему (рисунок 1), но память всегда оставалась (и остается) краеугольным камнем жизни (или выживания) человека. Ввиду этого некоторые функции мозга достигают пика еще до того, как мы начинаем что-то осознавать. И в первую очередь это относится к зрительной памяти. Первичная "зрительная кора" формируется еще в период внутриутробного развития, а к четырем месяцам достигает своего количественного максимума (полностью формируется к 5-7 годам) [1]. От структурного анализа (6-8й день жизни), к различению цвета и формы, восприятию целого и частного, ориентированию в пространстве, — происходит становление зрительной памяти. Функции зрительного анализатора до 4 лет оказываются ведущими в процессах работы памяти.
Рисунок 1. - Наскальные рисунки Саймалы-Таша, II тысячелетие до н. э.
Таким образом, функции зрительного анализатора, первоначальный его объем, скорость обработки и запечатления образов окантовываются детством (формирование областей мозга: височно-теменная спайка, задняя островковая доля, чечевицеобразное ядро; характеризуют в дальнейшем возможности зрительной памяти*). Эйдетизм, будучи вражденной способностью и закономерной стадией детского
развития, утрачивается большинством детей без должной стимуляции. Вполне вероятно, что родители не позаботились о том, чтобы Вы оказались в числе людей с фотографической памятью, но…
* — это похоже на то, как если бы Вы поставили дополнительную планку оперативной памяти в компьютер (если её достаточно, потоковое видео сохраняется/отображается без потерь; нет - слайдшоу).
Антонио Мальябеки — к концу жизни практически наизусть знал все прочитанные им произвеления (более 50 тысяч).
Наполеон Бонапарт — знал всех своих солдат в лицо и по имени, помня качества каждого (кто храбр, кто труслив, кто умен, кто глуп).
Ким Пик — читал со скоростью 4—5 секунд на страницу текста, к концу жизни практически наизусть знал 12 тысяч ранее прочитанных книг.
... в истории еще множество других выдающихся людей с ярко выраженной эйдической памятью.
… что мешает это сделать самим? Пусть даже граница возможностей нашей зрительной памяти была сформирована задолго до прочтения этого текста, но глубина дифференциации зрительных образов напрямую зависит от «натренированности мозга». Возможно, Вы уже сталкивались с курсами скорочтения… обещанные 1.5-2 тысячи символов в минуту за неделю занятий выглядят завораживающе. Более того, достичь этого можно и быстрее, но закрепить данный навык невозможно и за год… Леность нашего взгляда необходимо постоянно подстегивать осознанной тренировкой.
Основой подобных методик является развитие "фотографической памяти". Глаза не пробегаются по каждому из элементов, а фиксируют информацию блочно. Интенсивность движений глазного яблока снижается, уменьшается и нагрузка на глаза, а скорость потока и анализа информации возрастает.
В основе каждой методики лежат специфические базисы. Так, для зрения требуется развитие детализации информации и её объема (последнему посвящено упражнение в данной теме).
Для улучшения восприятия, детализации ранее видимого, используется незамысловатая техника «Мысленное видение»: расположите перед собой любой объект (на расстоянии вытянутой руки) и постарайтесь непрерывно разглядывать его 1-2 минуты; закройте глаза; перед глазами будет по прежнему образ объекта, но без достаточного количества деталей (волне возможно, что это будет лишь размытый силуэт); постарайтесь его максимально детализировать; затем откройте глаза и сравните... что-то упустили? Даже если упущенным окажется еле заметная трещина или вмятина — это неполный образ; закрывайте глаза и достраивайте мысленный образ. В дальнейшем уменьшайте интервал осмотра объекта до 5-10 секунд. Полезным будет преображение мысленных образов в наброски на бумаге (хорошему портретисту достаточно один раз взглянуть на человека).